Биография Валентина Серова (вся жизнь художника)

Биография Валентина Серова

Валентин Серов, 1905

Валентин Александрович Серов является известным русским портретистом и одним из самых крупных мастеров, творивших в 19 веке. Помимо достижений в живописи портретной, он сумел оставить огромное количество не менее значимых работ в таких жанрах, как: античная и историческая живопись, анималистика, книжные иллюстрации и русский пейзаж.

Являясь обладателем тихого и скромного характера, Серов сумел добиться непререкаемого авторитета среди знаменитых мастеров своей эпохи.

Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.

Содержание:

  1. Детство
  2. Юность
  3. Первый успех
  4. Модели Валентина Серова
  5. Императорские заказы
  6. Валентин Серов как художник-пейзажист
  7. Товарищество передвижных выставок
  8. Ида Рубинштейн
  9. Греческие мотивы в творчестве Серова
  10. События и факты
  11. Эпилог

Детство

Александр Николаевич Серов

Родился в будущем знаменитый на весь мир художник 19 января 1865 года в городе Петербург в семье музыкального критика и композитора Александра Николаевича Серова. На тот момент Александр Николаевич являлся страстным почитателем и пропагандистом Вагнера.

В возрасте 43 года он взял в жены Валентину Семеновну Бергман, которая была его ученицей 17 возраста. Мальчик, которого назвали Валентин, стал их первым и единственным ребенком.

В доме Серовых всегда было весело и шумно, и в гости к семейной чете часто приходили представители развязного студенчества, интеллигенции и другая публика подобного рода.

Мать художника — Валентина Семеновна Бергман

Валентина Семеновна имела прогрессивные нигилистские взгляды и была приверженкой идей писателя и общественного деятеля Чернышевского, которые подразумевали свободу и равенство. Отрицая большинство установленных общественных норм, в том числе и надуманные правила этикета, она только с презрением усмехнулась во время одного из приемов, когда ей пытался уступить стул живописец Репин. Кроме Ильи Ефимовича, в гости к Серовым часто захаживали такие знаменитые личности, как Тургенев, скульптор Антокольский, художник Ге, который рисовал для юного Валентина разноцветных лошадей.

Нередкими были случаи, когда во время очередного приема в гостиной раздавались фрагменты новых произведений композитора (отца) Александра Николаевича, заглушаемые жаркими дебатами и либеральными спорами со стороны «лохматой» компании Валентины Семеновны.

Несмотря на то, что в доме Серовых всегда было многолюдно, Валентин отнюдь не был избалован вниманием родителей и зачастую оставался сам себе на попечение.

Серов в детстве. 1869–1871

Когда Валентину было 6 лет, его отец скончался, а мать, которая была охвачена любовью к музыке и общественной деятельности, убедившись в пристрастии сына к изобразительному искусству и увидев впечатляющие для маленького мальчика результаты, решила переехать вместе с ним жить в Париж.

Приехав во Францию, Валентин поступил в ученики к известному художнику Репину, который успел прославиться на тот момент, изобразив Бурлаков на Волге. Несмотря на занятия изобразительным искусством, которые приносили мальчику большую радость, он постоянно ощущал себя покинутым, поскольку Валентина Семеновна не могла усидеть на месте, и спустя некоторое время она вместе с сыном решила перебраться в Москву.

Когда в белокаменную вернулся и Репин, Валентин фактически поселился в доме мастера, копируя его холсты, а в свободное время рисуя с натуры и работая с гипсом.

Юность

В.А. Серов. 1880-е

В 1880 году Валентин успешно сдал экзамены и поступил в художественную Академию, однако спустя пять лет он решил ее покинуть и взял отпуск по причине проблем со здоровьем. Когда Серов поступал в это заведение, его целью являлось попасть в ту группу, которую курировал профессор Павел Чистяков, воспитавший таких признанных гениев, как Врубель, Репин, Поленов, Суриков и многих других.

Манера обучения у Чистякова была достаточно жесткой, и он мог зло насмехаться над малейшими ошибками своих учеников, подвергая каждый неверный штрих нещадной критике.

Чистяков оказал огромное влияние как на манеру рисования Серова, так и на всю его жизнь в целом. Профессор увидел талант в своем ученике, и смог заинтересовать его манеры исполнения великих старинных мастеров, ознакомив его со многими экспонатами Эрмитажа. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная. Однако, исходя из его собственного высказывания, по другому писать он не столько не умел, сколько попросту не любил.

Серов на скамейке в Абрамцеве, 1880-е годы.

Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. К тому моменту, как Серов покинул учебное заведение, он являлся постоянным участником культурных мероприятий в Абрамцеве. Там регулярно ставились домашние и любительские спектакли, в которых Валентин принимал самое активное участие и быстро стал любимцем публики. Ему отлично давались не только комические роли, но и сценическое вживание в образ различных зверей вроде игрушечного зайчика иль льва. Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения.

Художники, входившие в абрамцевский кружок, увлекались всевозможными разновидностями народных ремесел, и в частности керамики. Знаменитое блюдо, изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. Врубель, который был одним из завсегдатаев клуба, организовал гончарную мастерскую, где он в дальнейшем и изваял свои самые известные скульптурные произведения. Валентин Серов успел оставить лишь одну подобную работу, а именно – вазу с изображением черта, вылезающего из корчаги.

Савва Мамонтов, давний друг семьи Серовых, обеспечил Валентина потоком постоянных заказов на портреты. Заказчиками выступали различные оперные знаменитости и другие известные люди того времени. Одна из таких картин была выставлена на одной из выставок, организованных Московским обществом любителей изобразительных искусств, где снискала всеобщее одобрение и была отмечена многими авторитетными критиками.

Первый успех

Серов за работой над портретом О.Ф. Томара. Фотография. 1892

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве. В кружок, организованный Мамонтовым, Врубеля впервые привел Серов, однако он долгое время не был по достоинству принят и оценен публикой, оставаясь немного непонятным и диковатым.

По свидетельствам современников, Мамонтов весьма жестоко обращался со многими молодыми малоизвестными художниками, в силу которых входили Коровин и Врубель. Несмотря на то, что ему удалось собрать вокруг собственной персоны большое количество талантливых мастеров, обходился он с ними не слишком уважительно, и часто не выполнял обещанного.

К примеру, за одно полотно Мамонтов расплатился с художником Коровиным, отдав ему недорогое пальто, а Врубелю за заказанное панно вместо 3000 рублей четвертак, который тот вынужден был взять, находясь не в самых лучших финансовых обстоятельствах.

Работы Серова, в свою очередь, были высоко оценены не только коллекционерами, но и самими художниками, что вывело его в число однозначных лидеров. Многие ожидали от него полотен со сходными сюжетами, которые так понравились широкой общественности, однако Валентин решил двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом, расширяя новые горизонты в творчестве. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло.

M.А. Врубель, В.Д. фон Дервиз, В.А. Серов. Санкт-Петербург. 1883–1884

Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера, и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Отличия тут не только в возрасте модели, ином темпе жизни, иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине.

Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.

Позднее Серов написал портрет Софьи Михайловны Лукомской (Драгомировой) и Серовой Ольги Федоровны. Сама она любила рассказывать историю встречи с Валентином, которая произошла в то время, когда она позировала Репину в народном костюме. Познакомившись с молодым художником, зашедшим в мастерскую к своему учителю, она стала позировать также и для него, а картина, вышедшая из под его пера, находилась на протяжении длительного времени в поместье, принадлежащем генералу Драгомирову, отцу Софьи.

Если поначалу, когда гости интересовались, кто является автором данного портрета, хозяева отвечали, что он принадлежит перу одного из учеников Репина, то вскоре имя Валентина Серова произносилось с гордостью. Еще через некоторое время многочисленные гости уже спешили полюбоваться на творение Серова, и только после этого переходили к просмотру полотен Репина.

Спустя примерно 10 лет Валентин Серов создал портрет при помощи акварельных красок, на котором была изображена Софья Лукомская. Дама, изображенная на картине, смотрит а зрителя немым отстраненным взглядом, наполненным грустью и печалью. Один невропатолог из Европы смог определить по данному портрету, что девушка в малорусском наряде явно пребывает в тяжелом душевном настроении.

Модели Валентина Серова

Серов за работой над портретом И. И. Левитана. 1893.

В 90х годах 19 века среди моделей, которые позировали Валентину Серову, насчитывается немалое количество знаменитых художников, писателей и актеров. Создавая очередной шедевр, художник задумывался о том, каким бы мог портрет конкретного человека, если бы его писал известный мастер прошлой эпохи. Поэтому итальянский певец Анджело Мазини, дававший гастроли в лучших столичных заведениях всего мира, изображен в стиле Веласкеса. Другой не менее известный оперный певец Франческо Таманьо написан как бы с положения зрителя, сидящего в театре перед сценой, на которой в данный момент выступает знаменитый тенор. На портрете он предстает в артистическом амплуа с головой, гордо поднятой вверх, одетой в берет.

О.Ф. и В.А. Серовы. Рим. 1911

Картины, на которых изображены Таманьо и Мазини, представляют собой единый цикл различных вариаций на тему реализации артиста как в искусстве, так и в повседневной жизни. Портрет художника Константина Коровина выполнен в стиле, напоминающим творчество самого Кости. На самой картине Коровин предстает посреди мастерской, окруженный этюдами, развешенными по стенам и ящиками, в которых находятся всевозможные краски.

Когда Серову позировал Левитан, то художником была выбрана манера письма, повторяющая во многих моментах стиль, присущий Крамскому. Левитан отличался довольно замкнутым характером, был всегда немного грустным и как бы разочарованным. Суховатая живопись, насыщенная коричневыми тонами и с сумрачным фоном как нельзя лучше подходит для особенностей изображения этого человека.

Картины Серова, написанные им в конце девятнадцатого века, вызывали одобрение и восторг среди широкой публики. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. При этом все его полотна отличались друг от друга, поскольку Серов постоянно развивался как художник, ставил перед собой непростые цели и неизменно их достигал. Круг людей, становившихся моделями Валентина Серова, регулярно расширялся, но и это не смогло заставить мастера повторяться и писать шаблонные картины.

В.А. Серов и И.С. Остроухов. Абрамцево. 1887

Портрет Зинаиды Васильевны Мориц, чьей красотой восхищался Васнецов, сравнивая ее с Венерой Милосской, был написан Серовым в 1892 году. Мастер сумел таким образом запечатлеть особенности ее внешнего вида, создав сочетание сиреневого фона, на котором отчетливо выделяются белые перья накидки и смуглое лицо. Картина сразу после своего появления вызвала ажиотаж, а некоторые критики сумели разглядеть отдельные черты, присущие нервной даме и ассоциации с кокаином и морфием.

Примерно в это же время создавался портрет основателя Московского Исторического музея, археолога и историка Забелина Ивана Егоровича. По мнению многих специалистов и художников, этот почтенный старец стал обладателем по настоящему «былинного лица», а его фигура напоминала о старинных русских традиция семнадцатого века.

Валентин Серов и его «императорские заказы»

В 1892 году Валентин Александрович по протекции своего учителя Репина получил крупный заказ от харьковских дворян на написание портрета Александра III и его семьи во время торжественного вхождения в главный зал собрания дворян в Харькове. Над этим полотном художник проработал почти 3 года, при этом ему приходилось работать с фотографиями, а самого императора он увидел всего лишь один раз, и то по чистой случайности. Александр III, впервые столкнувшись с Валентином Серовым, встретил его с некоторой долей враждебности, недоверия и страха. Однако когда царю объяснили о объяснили, кем является данный человек, то он сменил гнев на милость и уделил разговору с мастером несколько минут своего времени.

Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Известен такой случай: когда Серов работал над полотном, на котором был изображен император Николай II, царица решила указать художнику на недостаток профессионализма, выдумав мнимые недостатки. На это Серов предложил императрице самой взять в руки кисти и мольберт и изобразить царя так, как она считает нужным. Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем, и инцидент был исчерпан.

Надя и Маша Симонович, Оля Трубникова. Санкт-Петербург. 1879.

После таких серьезных заказов появилось множество желающих запечатлеть свой облик на портрете, написанном именно Серовым. Мастер придумывал особые образы для представителей аристократии и буржуазии, заставляя их часами просиживать в неудобных позах. Поскольку Валентин Александрович отличался неспешной манерой работы, многие люди, с которых он писал портреты, жаловались на жесткие требования, согласно которым модели не разрешалось двигаться или отвлекать художника от работы даже по вопросам первостепенной важности.

Княгине Полине Щербатовой вообще не повезло, и во время позирования с закинутой назад рукой у нее воспалился нерв. Работу над портретом пришлось прервать по причине медицинского вмешательства в дело спасения поврежденной руки княгини.

Серову выпала честь работать над портретом Павла Александровича, великого князя, приходившегося дядей императору Николаю II. Князь был вполне доволен беззаботной светской жизнью и не претендовал на высокие должности, тем не менее он пользовался определенным авторитетом в аристократических кругах вниманием многочисленных женщин. На картине Павел Александрович изображен с конем, нетерпеливо переминающимся на месте по причине промедления хозяина.

Валентин Серов как художник-пейзажист

Дом В. А. Серова в Ино

Заработав славу одного из лучших портретистов своего времени, Валентин Александрович решил пойти на эксперимент, создав ряд картин в несколько непривычном для себя пейзажном стиле. Писал он их во время отдыха на своей финской даче либо находясь в гостях у друга в поместье, расположенном в Домотканове. В отличие от многих других художников, творящих в жанре русского пейзажа, картины Серова выглядят довольно мрачно и тоскливо. Осенние и зимние тропинки и дороги, изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде.

Товарищество передвижных выставок

Заседание объединения «Мир искусства»

Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». Во время организационных собраний Серов обыкновенно отмалчивался, будучи нелюдимым и малоразговорчивым, однако он мог иногда вставить меткое ядовитое замечание. Этому объединению удалось провести знаменитую выставку портретов, которая прошла в роскошных залах Петербургского Таврического дворца в 1905 году. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников.

Ида Рубинштейн

Ида Рубинштейн. Фотография из журнала. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Валентин Александрович познакомился с Идой Рубинштейн в 1909 году, работая над созданием театральных афиш для спектаклей и балетов, которые были известны как Русские сезоны в Париже. Ида была задействована в главных ролях этих балетов, а ее выступления имели просто грандиозный успех и вызывали настоящий шквал оваций.

В 1910 году мастер написал ее портрет в довольно странном стиле. Полотно была принято публикой весьма неоднозначно, и в адрес Серова посыпались многочисленные обвинения в отсутствии вкуса и подражании другим художником.

Сам Валентин Александрович (что было для него большой редкостью) своей работой гордился и был вполне доволен. Портрет выполнен в древнеегипетских и ассирийских мотивах, а Ида Рубинштейн изображена на нем в виде Венеры или Дианы, одетой «в костюм Евы».

Греческие мотивы в творчестве Серова

В 1907 году Валентин Александрович отправился на остров Крит, а компанию ему составил Лев Бакст. Поездка в Грецию была запланирована в связи с изучением артефактов, найденных английским археологом Эвансом, и с обнаруженными им руинами Кносского дворца, которые навсегда изменили сложившееся ранее представление об островной критской цивилизации. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».

В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии. Серов говорил о том, что работая над данным полотном он поставил себе четкую цель изобразить Навзикаю абсолютно не такой, какой ее обычно представляют, а настоящей и без малейшей фальши. Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками.

В.А. Серов пишет портрет графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон, впоследствии князя Юсупова, в вестибюле дворца в Архангельском. 1903.

События и факты, повлиявшие на жизнь и творчество Валентина Серова

Когда Валентин был маленьким, в его семье часто ставились всевозможные любительские спектакли, концерты и чтения. Подобные вечера были тогда в моде, поэтому мальчик с раннего детства был окружен представителями богемных кругов, поэтами, писателями, художниками и общественными деятелями, что безусловно сказалось на всей его дальнейшей жизни. В 1869 году родители Валентина впервые взяли его с собой за границу, куда они поехали с целью посетить знаменитую оперу. Из этой поездки мальчику наиболее запомнилось посещение резиденции, в которой проживал Рихард Вагнер. Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора.

Из воспоминаний Игоря Грабаря, Репин, в учениках у которого долгое время был Валентин, считал четырнадцатилетнего Серова полноценным художником, доверяя ему серьезную и ответственную работу. В дальнейшем Серов сумел написать точнейший портрет, на котором изображен Репин с обаятельной улыбкой на лице, отражающий всю внутреннюю суть великого художника.

Серов в Архангельском пишет портрет князя Ф.Ф.Юсупова. 1909 год.

Серов зачастую писал сложнейшие полотна, даже не сделав предварительно карандашный набросок, сразу начиная работать при помощи акварельных красок. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. При этом отличительной особенностью живописца было то, что он никогда не останавливался на однажды найденном удачном методе или манере исполнения, постоянно пребывая в поиске новых решений.

Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Некоторые авторитетные критики и знатоки искусства считают, что Александр Валентинович смог превзойти своего знаменитого предшественника благодаря отличной передаче света, благородству тонов и изяществу красок. К тому же Серов имел славу крайне скрупулезного художника, который мог на протяжении многих часов работать над незначительными мелкими деталями полотна, поэтому во многом его картины отличаются неподражаемой игрой света и тени и подробнейшей проработкой всех элементов. Такому гению изобразительного искусства, как Серов, хорошо давались работы в том числе и в быстро набирающем популярность жанре нового реализма.

Валентин Александрович

Валентин Александрович, несмотря на некоторую замкнутость и отстраненность, был довольно активным общественным деятелем, и принимал непосредственное участие в организации передвижных выставок. На протяжении 4 лет (с 1900 по 1904 год) он являлся членом объединения «Мир искусства», успев за это время создать несколько полотен, на которых изображен великий царь-реформатор Петр Первый.

Серов также активно участвовал в работе над сатирическим изданием «Жупел», подготавливая для него карикатуры с политическим подтекстом. Много лет подряд художник создавал иллюстрации для детского издания басен Крылова. Стоит отметить, что этой работой Валентин Александрович гордился особо. Будучи лучшим портретистом своего времени, Серов сумел добиться значительных результатов в других разделах живописи, а его культурное наследие оказало неоценимое влияние на развитие следующих поколений.

Эпилог

Могила В. А. Серова на Новодевичьем кладбище.

Гениальный художник скончался при весьма неожиданных обстоятельствах. 22 ноября 1911 года он ехал в поместье, принадлежащее Щербатовым, где он должен был писать, у Валентина Александровича случился приступ стенокардии.

Из прожитых 46 лет он 30 посвятил изобразительному искусству, создав внушительное количество настоящих шедевров и увековечив свое имя в истории русской и мировой живописи. Серов постоянно очень много работал и развивался как художник, поэтому и на сегодняшний день его картины вдохновляют многих как начинающих, так и профессиональных художников.

Со слов Валерия Брюсова, известного поэта, который преклонялся перед выдающимися талантами мастера, Серов являлся невероятно проницательным человеком, который мог увидеть скрытый смысл жизни и отобразить ее сущность в своих произведениях.

Источник: minterese.ru .
  1. Лариса Ивановна

    Я думаю, что не найдется человека, который хоть раз, хоть мельком не видел осенние пейзажи Валентина Серова, но особенно ему удавались портреты, которых художник написал великое множество

  2. Андрей

    У талантливых людей всегда очень насыщенная жизнь. Не стал исключением и этот великий художник. Особенно интересно прослеживать биографию Серова через круг его друзей и знакомых. Довольно много не менее знаменитых людей там прослеживается.

Добавить комментарий




 

© Valentin-Serov.ru (1865-1911) «Серов Валентин»
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+