
Похищение Европы
Валентин Серов в 1907 году путешествовал по Греции, изучая различные памятники античной культуры, и в частности Кносский дворец, вернее его развалины. Во время изучения критской культуры художник заинтересовался ее необычайной мифологией и эпосом.
Существует несколько авторских вариаций картины, однако все они являются весьма далекими от установленных правил и академических норм. Поэтому ее сложно определить в какие-либо стилистические рамки, можно даже сказать, что художник сам того не ведая стал основоположником нового стиля. Отличаются между собой варианты преимущественно по цветовым гаммам.

Миф о похищении
Сюжет картины «Похищение Европы» построен на древнегреческом мифе о том, как громовержец Зевс узрел великолепную красоту обыкновенной девушки, которая являлась дочерью финикийского царя, и воспылал к ней пламенной любовью. Пойдя на хитрость и приняв облик быка, Зевс обманом заставил Европу сесть к нему на спину и уплыл с ней на остров Крит. Таким образом девушка стала женой верховного бога Олимпа, и у них родилось трое детей.
Несколько лет Европа находилась взаперти под охраной страшного пса, однако вскоре Зевсу надоела дочь финикийского царя, и он сосватал ее Астериону, царю Крита, предоставив ему весьма щедрое приданное. Поскольку монарх не имел своих детей, то он передал власть на острове потомкам Зевса и Европы.
Данный миф имеет важное значение для критской островной культуры, поэтому не удивительно, что такая интересная история, позаимствованная из эпоса, не могла остаться без внимания художников, и свои версии похищения Европы успели изобразить Джордано, Николас Питерс Берхем, Франческо Альбани, Франсуа Буше, Гвидо Рени, Рембрандт, Паоло Веронезе, Тициан и другие гениальные мастера кисти.

Картина «Похищение Европы»
Данное полотно нарисовано в довольно аутентичном и новаторском стиле. Второстепенные детали на холсте фактически отсутствуют, а центральными персонажами становятся бык, на спине которого восседает Европа. Мощное тело быка окутано волнами, а море буквально сливается с небом. В дороге их сопровождают дельфины, при этом сама Европа является необычайно спокойной и как будто бы равнодушно взирает на все происходящее вокруг.
На полотне не зря можно наблюдать сочетание черного, синего и коричневого тонов, ведь это ведь оно является привычным для древнейших греческих фресок. Одновременно с этим картина не имеет античных гармоничных форм. Внешний вид Европы также не вызывает ассоциаций с мраморной застывшей красотой, привычной для островной и античной культуры. Напротив, девушка обладает вполне обычным телосложением с немного смуглой кожей.

Смысл картины
Разумеется, каждый наблюдатель по своему оценит всю глубину замысла, который вложил в свое творение Валентин Александрович. Работа стала одной из последних в творческом и жизненном пути Серова, при этом картина является невероятно узнаваемой и на сегодняшний день не только в России, но и далеко за ее пределами.
Античные образы и обращение к древнейшим сюжетам делают это полотно наполненным философским смыслом и спрятанным в глубине еле уловимым посланием о предназначении человека, его пути и с множеством подобных вопросов, будоражащих сознание людей на протяжении многих тысяч лет.
Считается, что Серов создал 6 вариантов картины, также существует несколько набросков более скромных, чем оригинал размеров.
Некоторые из вариантов полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, остальные варианты находятся в Русском и других музеях, а так же в частных коллекциях.
Прекрасная картина, к тому же с некоторым смыслом, о которой хорошо известно за рубежом, а не только в России. О том, что существует несколько версий работ художника — не предполагал.
В Нижнем Новгороде сейчас проходит мультимедиа-выставка «Галерея сердец. Ожившая эпоха Валентина Серова». И картина «Похищение Европы» стала лицом и открыткой мероприятия. Две с половиной тысячи изображений работ, сотни тысяч посетителей. Выставка приурочена к 150-тилетию автора, отрадно, что многие смогут познакомиться или вновь порадоваться его творчеству.
Картину впервые увидела в советском календаре, ничего кроме названия и имени художника там не было. Но впечатление картина произвела настолько сильное, что я заинтересовалась легендами и мифами Древней Греции в изложении Н. А. Куна. Суровый и беспощадный взгляд быка, ревущий океан и неземное спокойствие девушки притягивают взгляд, как и сочетание чуть раскосых черных глаз и греческого профиля Европы.
Интересно, что в разных вариантах картины бык имеет разную форму рогов. При этом, если рассматривать полотно, не зная его названия и подоплеки, можно и не придти к выводу, что работа основана на сюжете из древнегреческой мифологии. Вывод: полотно, на мой взгляд, имеет невысокую художественную ценность, но зато у него есть огромнейшая воспитательная ценность, ведь на этой картине впоследствии выросли поколения художников и культуроведов,
Одна из любимейших картин, вызывающая у меня глубокий восторг! В картинах Серова каждая деталь не напрасна, насет в себе глубочайший смысл. Именно эта картина пробудила во мне интерес к живописи!
То, что в картине заложен сюжет, связанный с мифологией, значит что художник изучал мифы, и один из них лёг в основу этой знаменитой картины.В каждом варианте виден свой глубокий смысл, который передал Серов, художник-философ.
Восхищаюсь творчеством Серова и эта картина одна из моих любимых. Легенда связанная с этой картиной очень красивая и романтичная. Представляю какое впечатление произвел остров Крит на живописца, что он после его посещения создал такой шедевр.
Эта картина будоражит и мое воображение. есть в ней что-то необычное, глубокое. Не знала, что существует несколько вариантов.